Почти каждый дольщик, принимающий квартиру в новостройке сталкивается с недочетами отделки. При этом возникает справедливый вопрос — что делать? Подписывать акт приема передачи или есть другие варианты?
Прием квартиры — момент волнительный. Квартирное Бюро 24 уже писало про то, как проходит сам процесс приемки и как правильно принимать квартиру. В статье, кстати, есть чек-лист «Что взять с собой на осмотр».
Все-таки как же поступить если вы обнаружили недостатки при осмотре?
В конце марта 2022 года правительство ввело новые правила приемки квартиры. К лучшему это или нет, давайте разберемся. Самое главное изменение, коснувшееся процесса приемки — недостатки теперь разделяются на «существенные» и «несущественные». Сразу возникает множество вопросов. Что считается существенным, а что несущественным недостатком? Кто это определяет? Но обо всем по порядку.
Для начала, напомним порядок действий по первичному приему нового жилья.
- Получить уведомление о готовности объекта от застройщика (может прийти как электронное, так и обычное письмо).
- Записаться на приемку в течении семи дней с момента получения письма. В течении двух месяцев нужно прийти на осмотр — в противном случае застройщик подпишет акт приема-передачи без вашего присутствия.
- Зафиксировать недостатки на осмотре. Это можно сделать как самостоятельно, так и с привлечением специалиста.
- Найденные недостатки нужно оформить в передаточный акт. Их должны безвозмездно устранить в срок не более 60 календарных дней. Когда этот период закончится, застройщик обязан пригласить собственника для проверки исправлений.
Иногда, для того, чтобы качественно определить, что не так с квартирой, лучше привлечь эксперта. Есть как частные лица, так и специальные компании, оказывающие такую услугу, стоимость которой составляет от 5 тысяч рублей.
Итак, что же такое существенные недостатки? К сожалению, постановлением правительства они не регламентируются, но дольщики могут руководствоваться постановлению Верховного Суда № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». В нем дано определение существенным недостаткам — они делают квартиру непригодной для проживания, включая
- Недостатки, которые вообще невозможно исправить.
- Дефекты, устранение которых стоит несоразмерно дорого или требует несоразмерных времязатрат.
- Недочеты, которые вновь проявляются после устранения.
Если такие недостатки все таки обнаружены в квартире, то нужно вызвать специалиста, чтобы с его помощью составить акт, где все будет зафиксировано.
Кроме того, собственник жилья имеет право отказаться от подписывания акта приема-передачи и потребовать от застройщика устранения дефектов и даже возврата денег.
Что касается несущественных нарушений, то все проходит по старой схеме: подпись акта и безвозмездное устранение недостатков застройщиком.